- Главная
- —
- Советы и рекомендации
- —
- Велоспорт
- —
- Как выбрать шины для велосипеда
Как выбрать шины для велосипеда
Вернуться к спискуКак выбрать шины для велосипеда

Велосипедные шины – одна из важнейших частей вашего велосипеда. Они влияют на комфорт и безопасность поездки даже больше, чем подвеска и тормоза. Покрышка обеспечивает сцепление с дорожным покрытием, поглощает часть ударных нагрузок и стабилизирует байк при движении по неровной поверхности. Поэтому очень важно выбирать шины, соответствующие вашему стилю езды и любимым видам велотренировок и прогулок.
Основные виды велосипедных покрышек
Протектор
Протектор — наружная поверхность шины, покрытая рельефным рисунком. Его канавки направляют воду в сторону, осушая поверхность и улучшая сцепление с твёрдым дорожным покрытием. Выступающие блоки «вгрызаются» в мягкий грунт, стабилизируя велосипед в мягкой грязи.
Слик
Гладкая шина для заездов по ровному асфальту. Протектор очень тонкий или вовсе отсутствует. В редких случаях встречаются неглубокие канавки для отведения лишней воды и защиты от аквапланирования на мокрой дороге. Благодаря сликам велосипед хорошо разгоняется на ровном асфальте или специально подготовленном покрытии. Минимальное сопротивление качению облегчает педалирование, а большая площадь пятна контакта помогает сохранять управляемость на высокой скорости. Но слики ухудшают управляемость на разбитом асфальте, грунте и гравии.
Полуслик
Комбинированная велопокрышка для разных дорог. В центре протектора — неглубокие канавки, по бокам — выступающие блоки. Полуслики подходят большинству велосипедистов-любителей. Такая шина позволяет быстро разгоняться на ровном покрытии и получить высокую отдачу от педалирования на бездорожье. Она помогает вашему байку оставаться устойчивым в поворотах и не пробуксовывает в грязи. Полусликовая резина подходит для велокросса или МТБ, у которых тренировки проходят на трассах с относительно ровной поверхностью.
Внедорожные шины (MTB)
Резина для скоростной езды по бездорожью и дорогам с некачественным покрытием. Отличается агрессивным рисунком протектора с обилием выступающих блоков — квадратных, ромбических и прямоугольных. Резиновые шипы разделены глубокими канавками, способными отбрасывать в стороны огромное количество воды и грязи. Внедорожная шина удерживает хорошее сцепление с гравием, мокрой почвой, травой и даже болотистым грунтом. Она защищает велосипед от скольжения, пробуксовок и блокировки колёс, помогая сохранять управляемость в экстремальных условиях.
Конструкция
В повседневных поездках и прогулках для удовольствия важнее комфортабельность — способность колеса поглощать удары. А вот в спорте на первый план выходит масса велосипеда — чем она ниже, тем лучше динамические показатели байка.
Камерные покрышки
Шина служит прочным каркасом, удерживающим правильную форму колеса. Давление создаётся внутри камеры — мягкой резиновой трубки, разделяющей обод и покрышку. Такая конструкция проще и дешевле, поэтому её часто используют для прогулок и тренировок, тогда как в спортивных соревнованиях отдают предпочтение бескамерным моделям. Она надёжнее — байк может продолжать движение при неглубоком повреждении протектора. Кроме того, поменять камерную покрышку проще. Но велосипед с камерой весит больше, поэтому и ждать от него лучшей динамики не стоит.
Бескамерные покрышки
Воздух накачивается прямо в полость внутри шины. Камеры нет, поэтому вес колеса немного меньше. Для такой покрышки нужно выбирать особые обода с высокими бортами. Бескамерная резина устойчива к проколам и хорошо поддаётся ремонту, а потому может использоваться как спортсменами, так и любителями. Но при серьёзных порезах вы потратите на ремонт больше времени.
Трубчатые покрышки
Прочная и лёгкая резина для шоссейных байков. Внутри неё находится трубчатый каркас из кевларового волокна с плотностью свыше 300 стежков на дюйм. Такая велопокрышка приклеивается к специальным ободам — она несовместима с обычными колёсами. Трубчатые шины очень дороги и почти не поддаются ремонту, поэтому обычно их используют в гонках.
Сезонность
Раньше считалось, что единственное время для велоспорта — лето. Немногие энтузиасты сами адаптировали свои байки к холодному сезону. Сейчас же можно подбирать шины под любую температуру и время года.
Универсальные
Самый популярный тип резины. Такая покрышка более жёсткая, за счёт чего она сохраняет правильную форму на жаре и хорошо противостоит естественному износу.
Зимние
Такие шины стоит выбирать, когда среднесуточная температура воздуха падает до +5° и ниже. Они более эластичные, а потому не твердеют на морозе. Если вы собираетесь ездить по льду и слежавшемуся снегу, нужно подбирать покрышки с металлическими шипами.
Покрышки для трюковых велосипедов
Шины для BMX отличаются толстым протектором и усиленным кордом — количество стежков на дюйм в 1,5–2 раза больше, чем в резине для прогулочных велосипедов. Эти модели отлично приспособлены к ударам во время прыжков — они поглощают большие нагрузки и легко восстанавливают свою форму. Выбирая покрышки для трюковых байков, нужно учитывать сферу их использования:
- на специально подготовленных площадках с ровным покрытием пригодятся гладкие слики;
- на городских улицах и в парках с грунтовыми дорожками нужны полуслики с грунтозацепами по бокам;
- для гринда — скольжения по специальным рейкам и перилам — тяжёлые покрышки с усиленными боковинами, устойчивыми к порезам.
Как устроены велосипедные шины
Велосипедная покрышка очень похожа на автомобильную резину, но имеет свои особенности. Её основа — прочный каркас, состоящий из переплетённых друг с другом кордовых нитей. Он достаточно жёсткий, чтобы колесо сохраняло правильную форму при езде по ровной поверхности, но достаточно эластичный, чтобы сминаться и распрямляться после контакта с препятствием.
На бортах шина усиливается дополнительными слоями корда или вставками из синтетических материалов. Для внедорожного спорта нужно выбирать особенно прочные модели, выдерживающие серьёзные удары и частые деформации. Но лишняя толщина покрышек делает велосипед тяжёлым, поэтому для гоночных и дорожных байков просто выбирают более прочные композитные нити.
Велопокрышка удерживается на ободе специальным бортировочным тросом. Он сплетается из жёстких волокон, не дающих резине растягиваться и слетать с колеса под нагрузкой. Встречаются и модели с мягкими тросами, но они стоят намного дороже. Плюс в том, что их можно складывать и перевозить в небольших сумках. Бескамерная и трубчатая резина требует дополнительной фиксации. Её крепят к ободу специальным клеем.
Наиболее важен протектор — именно с него рекомендуют начинать подбирать покрышку. Он контактирует с дорожным покрытием, а потому определяет управляемость, устойчивость и безопасность двухколёсного транспорта. Протектор может отличаться по толщине, жёсткости и рисунку — основные его виды мы описали в предыдущем разделе.
Используемые материалы
На заре двухколёсного транспорта все покрышки изготавливались из натурального каучука. Но природный материал стоит дорого и плохо поддаётся обработке. Поэтому современная велопокрышка содержит синтетические добавки, то есть производится из композитного сырья. Точный состав считается коммерческой тайной производителя и не раскрывается. Велосипедисту же нужно помнить о том, что шина может быть мягкой или жёсткой. Первая подойдёт для бездорожья и плохого асфальта, вторая — для ровных дорог и гоночных треков.
Важнее подбирать покрышки по материалу корда. Стальная проволока считается устаревшей. С ней велосипед весит больше, что ограничивает его динамику. Кроме того, при сильном износе резины она может проткнуть камеру. Поэтому большей популярностью пользуются нейлоновые нити. Они мягкие, долговечные и безопасные. А вот бескамерный тип покрышек опирается на кевларовые и углеродные волокна — прочные, жёсткие, лёгкие, но дорогие.
Размеры велосипедных покрышек
Чтобы понять, какие шины выбрать на велосипед, достаточно взглянуть на их маркировку. Она наносится на борта наплывами резины или специальной износостойкой краской. Главная характеристика — размер обода, который указывается в дюймах и миллиметрах, например, 26-660. Чтобы упростить поиск, стоит выбирать резину по типу байка:
- BMX или детский — 20 дюймов, 510 мм;
- Подростковый — 24 дюйма (610 мм), 26 дюймов (660 мм);
- Шоссейный или городской — 28 дюймов, 700 мм;
- Горный — 26 дюймов (660 мм), 27,5 дюймов (700 мм), 29 дюймов (740 мм).
Ещё один важный размер колеса — ширина протектора. Чем она больше, тем лучше сцепление с дорогой, но тем больше сопротивление и медленнее разгон. Характеристика указывается на боковине в дюймах. Например, в 26-2,2 первое число — диаметр, второе — ширина. Чтобы правильно выбирать покрышку, нужно знать, в каких условиях используется велосипед:
- до 23 мм (0,9 дюймов) — гонки на треке и соревнования на шоссе;
- 23–28 мм (0,9–1,1 дюйма) — поездки по хорошим асфальтовым дорогам;
- 32–42 мм (1,25–1,65 дюйма) — велокросс;
- 45–60 мм (1,8–2,4 дюйма) — кросс-кантри, грунтовки, умеренное бездорожье;
- 65–75 мм (2,5–3,0 дюйма) — фрирайд, даунхилл, скоростная езда по каменистым грунтовкам;
- более 75 мм (3 дюйма) — особый горный велосипед под названием «фэтбайк», способный преодолевать заболоченный грунт, песок и рыхлый снег.
Тип ниппеля
Ниппель — клапан, через который накачивается покрышка. Он работает в одну сторону — пропускает воздух внутрь, но не выпускает его наружу. В бюджетных покрышках используются обрезиненные ниппели. Они дешевле, но у них выше риск обрыва при неаккуратном обращении. Поэтому для скоростных велосипедов лучше выбирать металлические клапаны.
Перед покупкой нужно также узнать, каким типом ниппеля оснащается шина. Сегодня массово используются три варианта:
- DV — Dunlop Valve. Длина резьбы — 40 мм, диаметр — 8 мм. Клапан удерживается внутри специальной гайкой. Конструкция уступает другим в надёжности, но легко поддаётся ремонту;
- AV — AutoValve, Schrader. Резьба — 40х8 мм или 60х8 мм. В точности повторяет конструкцию автомобильных ниппелей. Большой и тяжёлый, но надёжный;
- SV — SclaverandValve, Presta. Резьба — 42х6, 60х6 или 80х6 мм. Длинный и тонкий ниппель. Весит меньше других клапанов, а потому часто используется в спортивных велосипедах.
Как накачивать велосипедные покрышки
Размер колеса — не единственная характеристика, которая влияет на комфорт и управляемость. На боковине также указывается допустимое давление воздуха в шине или камере. Оно может измеряться в двух единицах — американских паскалях на квадратный дюйм (PSI) или привычных для нас атмосферах. В одной атмосфере (баре) содержится приблизительно 14,7 паскалей на квадратный дюйм.
На боковине указывается диапазон допустимого давления, например, 35–65 PSI или 2,5–4,5 атм. Какого уровня требует шина — зависит от обстоятельств. Чтобы велосипед был устойчивым на высокой скорости, увеличивайте давление, чтобы повысить проходимость горного байка и смягчать удары — снижайте.
Давление также стоит подбирать в зависимости от времени года. Летом его лучше держать чуть выше нижней допустимой границы. Резина сильно нагревается при скоростной езде, и нагрузка на неё увеличивается. Если накачивать покрышкидо предела, их может разорвать. Зимой лучше приблизиться к верхней границе, чтобы улучшить сцепление с неровной поверхностью.
Для комфортной езды по дорогам важно учитывать массу тела велосипедиста. Сложите верхнюю и нижнюю границу допустимого давления, а затем разделите на 2, чтобы получить среднее значение. Прибавляйте к нему 1% за каждый килограмм массы тела свыше 50 кг. Это поможет сделать байк более устойчивым и замедлить износ протектора.
Советы по выбору и эксплуатации
Если для вас это первый подбор велопокрышек, исключите из списка дорогостоящие модели, занимающие высшие места в спортивных рейтингах. Чтобы раскрыть их преимущества, понадобятся опыт и талант. В руках новичка они не принесут никакой пользы, но заставят вас потратить больше денег.
Если большая часть ваших маршрутов проходит по дорогам общего пользования, выбирайте полуслики — они не ограничивают разгон на асфальте, но повышают устойчивость на грунтовке и гравии. Если планируете ездить только по асфальту — слики. Отдавайте предпочтение жёсткой композитной резине — в отличие от натурального каучука, она устойчива к воздействию масла и бензина.
Бескамерный тип покрышек требует точного подбора по типу крепления. Если не уверены, вначале проконсультируйтесь со специалистом в мастерской. Спортивные модели для гонок выбирают индивидуально под каждый велосипед и каждую трассу.
Для прогулок по грунтовкам и лесным просекам хорошо подходят мягкие грязевые покрышки. При выборе подходящей модели присматривайтесь к рисунку протектора. Для лёгкого бездорожья — относительно ровных грунтовок, гравийных дорожек и утрамбованной почвы подойдут полуслики, у которых выступающие блоки сосредоточены по краям. Если на ваших маршрутах встречаются грязь и песок, нужны классические покрышки для горных велосипедов, равномерно покрытые резиновыми шипами. А любителям кататься по мокрой и рыхлой почве понадобятся шины с агрессивным рисунком протектора — многочисленными мелкими выступами в центре, увеличенными грунтозацепами по краям и глубокими канавками.
Если покрышка изношена и протектор истёрт, не дожидайтесь её разрыва — покупайте новую. Любые повреждения нужно устранять сразу после обнаружения — спустя некоторое время ремонт потребует больше времени и усилий. Ездить на порезанной или растрескавшейся шине нельзя — это чревато разрывом и падением.