Балет и современные танцы
Баскетбол
Бег
Беговые лыжи
Боевые искусства
Сноуборд
Велоспорт
Волейбол
Гандбол
Горные лыжи
Горный треккинг
Дайвинг
Йога
Коньки
Парусный спорт
Петанк
Пилатес
Плавание, снорклинг
Походный лагерь
Походы
Ролики
Самокаты
Скалолазание
Ходьба
Физкультура для детей
Развивающая гимнастика для малышей
Хоккей
Футбол
Кардио-фитнес

Как выбрать шины для велосипеда

Вернуться к списку

Как выбрать шины для велосипеда


 shina4.jpg

Велосипедные шины – одна из важнейших частей вашего велосипеда. Они влияют на комфорт и безопасность поездки даже больше, чем подвеска и тормоза. Покрышка обеспечивает сцепление с дорожным покрытием, поглощает часть ударных нагрузок и стабилизирует байк при движении по неровной поверхности. Поэтому очень важно выбирать шины, соответствующие вашему стилю езды и любимым видам велотренировок и прогулок.

Основные виды велосипедных покрышек

Протектор

Протектор — наружная поверхность шины, покрытая рельефным рисунком. Его канавки направляют воду в сторону, осушая поверхность и улучшая сцепление с твёрдым дорожным покрытием. Выступающие блоки «вгрызаются» в мягкий грунт, стабилизируя велосипед в мягкой грязи.

Слик

Гладкая шина для заездов по ровному асфальту. Протектор очень тонкий или вовсе отсутствует. В редких случаях встречаются неглубокие канавки для отведения лишней воды и защиты от аквапланирования на мокрой дороге. Благодаря сликам велосипед хорошо разгоняется на ровном асфальте или специально подготовленном покрытии. Минимальное сопротивление качению облегчает педалирование, а большая площадь пятна контакта помогает сохранять управляемость на высокой скорости. Но слики ухудшают управляемость на разбитом асфальте, грунте и гравии.

Полуслик

Комбинированная велопокрышка для разных дорог. В центре протектора — неглубокие канавки, по бокам — выступающие блоки. Полуслики подходят большинству велосипедистов-любителей. Такая шина позволяет быстро разгоняться на ровном покрытии и получить высокую отдачу от педалирования на бездорожье. Она помогает вашему байку оставаться устойчивым в поворотах и не пробуксовывает в грязи. Полусликовая резина подходит для велокросса или МТБ, у которых тренировки проходят на трассах с относительно ровной поверхностью.

Внедорожные шины (MTB)

Резина для скоростной езды по бездорожью и дорогам с некачественным покрытием. Отличается агрессивным рисунком протектора с обилием выступающих блоков — квадратных, ромбических и прямоугольных. Резиновые шипы разделены глубокими канавками, способными отбрасывать в стороны огромное количество воды и грязи. Внедорожная шина удерживает хорошее сцепление с гравием, мокрой почвой, травой и даже болотистым грунтом. Она защищает велосипед от скольжения, пробуксовок и блокировки колёс, помогая сохранять управляемость в экстремальных условиях.

Конструкция

В повседневных поездках и прогулках для удовольствия важнее комфортабельность — способность колеса поглощать удары. А вот в спорте на первый план выходит масса велосипеда — чем она ниже, тем лучше динамические показатели байка.

Камерные покрышки

Шина служит прочным каркасом, удерживающим правильную форму колеса. Давление создаётся внутри камеры — мягкой резиновой трубки, разделяющей обод и покрышку. Такая конструкция проще и дешевле, поэтому её часто используют для прогулок и тренировок, тогда как в спортивных соревнованиях отдают предпочтение бескамерным моделям. Она надёжнее — байк может продолжать движение при неглубоком повреждении протектора. Кроме того, поменять камерную покрышку проще. Но велосипед с камерой весит больше, поэтому и ждать от него лучшей динамики не стоит.

Бескамерные покрышки

Воздух накачивается прямо в полость внутри шины. Камеры нет, поэтому вес колеса немного меньше. Для такой покрышки нужно выбирать особые обода с высокими бортами. Бескамерная резина устойчива к проколам и хорошо поддаётся ремонту, а потому может использоваться как спортсменами, так и любителями. Но при серьёзных порезах вы потратите на ремонт больше времени.

Трубчатые покрышки

Прочная и лёгкая резина для шоссейных байков. Внутри неё находится трубчатый каркас из кевларового волокна с плотностью свыше 300 стежков на дюйм. Такая велопокрышка приклеивается к специальным ободам — она несовместима с обычными колёсами. Трубчатые шины очень дороги и почти не поддаются ремонту, поэтому обычно их используют в гонках.

Сезонность

Раньше считалось, что единственное время для велоспорта — лето. Немногие энтузиасты сами адаптировали свои байки к холодному сезону. Сейчас же можно подбирать шины под любую температуру и время года.

Универсальные

Самый популярный тип резины. Такая покрышка более жёсткая, за счёт чего она сохраняет правильную форму на жаре и хорошо противостоит естественному износу.

Зимние

Такие шины стоит выбирать, когда среднесуточная температура воздуха падает до +5° и ниже. Они более эластичные, а потому не твердеют на морозе. Если вы собираетесь ездить по льду и слежавшемуся снегу, нужно подбирать покрышки с металлическими шипами.

Покрышки для трюковых велосипедов

Шины для BMX отличаются толстым протектором и усиленным кордом — количество стежков на дюйм в 1,5–2 раза больше, чем в резине для прогулочных велосипедов. Эти модели отлично приспособлены к ударам во время прыжков — они поглощают большие нагрузки и легко восстанавливают свою форму. Выбирая покрышки для трюковых байков, нужно учитывать сферу их использования:

  • на специально подготовленных площадках с ровным покрытием пригодятся гладкие слики;
  • на городских улицах и в парках с грунтовыми дорожками нужны полуслики с грунтозацепами по бокам;
  • для гринда — скольжения по специальным рейкам и перилам — тяжёлые покрышки с усиленными боковинами, устойчивыми к порезам.

Как устроены велосипедные шины

Велосипедная покрышка очень похожа на автомобильную резину, но имеет свои особенности. Её основа — прочный каркас, состоящий из переплетённых друг с другом кордовых нитей. Он достаточно жёсткий, чтобы колесо сохраняло правильную форму при езде по ровной поверхности, но достаточно эластичный, чтобы сминаться и распрямляться после контакта с препятствием.

На бортах шина усиливается дополнительными слоями корда или вставками из синтетических материалов. Для внедорожного спорта нужно выбирать особенно прочные модели, выдерживающие серьёзные удары и частые деформации. Но лишняя толщина покрышек делает велосипед тяжёлым, поэтому для гоночных и дорожных байков просто выбирают более прочные композитные нити.

Велопокрышка удерживается на ободе специальным бортировочным тросом. Он сплетается из жёстких волокон, не дающих резине растягиваться и слетать с колеса под нагрузкой. Встречаются и модели с мягкими тросами, но они стоят намного дороже. Плюс в том, что их можно складывать и перевозить в небольших сумках. Бескамерная и трубчатая резина требует дополнительной фиксации. Её крепят к ободу специальным клеем.

Наиболее важен протектор — именно с него рекомендуют начинать подбирать покрышку. Он контактирует с дорожным покрытием, а потому определяет управляемость, устойчивость и безопасность двухколёсного транспорта. Протектор может отличаться по толщине, жёсткости и рисунку — основные его виды мы описали в предыдущем разделе.

Используемые материалы

На заре двухколёсного транспорта все покрышки изготавливались из натурального каучука. Но природный материал стоит дорого и плохо поддаётся обработке. Поэтому современная велопокрышка содержит синтетические добавки, то есть производится из композитного сырья. Точный состав считается коммерческой тайной производителя и не раскрывается. Велосипедисту же нужно помнить о том, что шина может быть мягкой или жёсткой. Первая подойдёт для бездорожья и плохого асфальта, вторая — для ровных дорог и гоночных треков.

Важнее подбирать покрышки по материалу корда. Стальная проволока считается устаревшей. С ней велосипед весит больше, что ограничивает его динамику. Кроме того, при сильном износе резины она может проткнуть камеру. Поэтому большей популярностью пользуются нейлоновые нити. Они мягкие, долговечные и безопасные. А вот бескамерный тип покрышек опирается на кевларовые и углеродные волокна — прочные, жёсткие, лёгкие, но дорогие.

Размеры велосипедных покрышек

Чтобы понять, какие шины выбрать на велосипед, достаточно взглянуть на их маркировку. Она наносится на борта наплывами резины или специальной износостойкой краской. Главная характеристика — размер обода, который указывается в дюймах и миллиметрах, например, 26-660. Чтобы упростить поиск, стоит выбирать резину по типу байка:

  • BMX или детский — 20 дюймов, 510 мм;
  • Подростковый — 24 дюйма (610 мм), 26 дюймов (660 мм);
  • Шоссейный или городской — 28 дюймов, 700 мм;
  • Горный — 26 дюймов (660 мм), 27,5 дюймов (700 мм), 29 дюймов (740 мм).

Ещё один важный размер колеса — ширина протектора. Чем она больше, тем лучше сцепление с дорогой, но тем больше сопротивление и медленнее разгон. Характеристика указывается на боковине в дюймах. Например, в 26-2,2 первое число — диаметр, второе — ширина. Чтобы правильно выбирать покрышку, нужно знать, в каких условиях используется велосипед:

  • до 23 мм (0,9 дюймов) — гонки на треке и соревнования на шоссе;
  • 23–28 мм (0,9–1,1 дюйма) — поездки по хорошим асфальтовым дорогам;
  • 32–42 мм (1,25–1,65 дюйма) — велокросс;
  • 45–60 мм (1,8–2,4 дюйма) — кросс-кантри, грунтовки, умеренное бездорожье;
  • 65–75 мм (2,5–3,0 дюйма) — фрирайд, даунхилл, скоростная езда по каменистым грунтовкам;
  • более 75 мм (3 дюйма) — особый горный велосипед под названием «фэтбайк», способный преодолевать заболоченный грунт, песок и рыхлый снег.

Тип ниппеля

Ниппель — клапан, через который накачивается покрышка. Он работает в одну сторону — пропускает воздух внутрь, но не выпускает его наружу. В бюджетных покрышках используются обрезиненные ниппели. Они дешевле, но у них выше риск обрыва при неаккуратном обращении. Поэтому для скоростных велосипедов лучше выбирать металлические клапаны.

Перед покупкой нужно также узнать, каким типом ниппеля оснащается шина. Сегодня массово используются три варианта:

  • DV — Dunlop Valve. Длина резьбы — 40 мм, диаметр — 8 мм. Клапан удерживается внутри специальной гайкой. Конструкция уступает другим в надёжности, но легко поддаётся ремонту;
  • AV — AutoValve, Schrader. Резьба — 40х8 мм или 60х8 мм. В точности повторяет конструкцию автомобильных ниппелей. Большой и тяжёлый, но надёжный;
  • SV — SclaverandValve, Presta. Резьба — 42х6, 60х6 или 80х6 мм. Длинный и тонкий ниппель. Весит меньше других клапанов, а потому часто используется в спортивных велосипедах.

Как накачивать велосипедные покрышки

Размер колеса — не единственная характеристика, которая влияет на комфорт и управляемость. На боковине также указывается допустимое давление воздуха в шине или камере. Оно может измеряться в двух единицах — американских паскалях на квадратный дюйм (PSI) или привычных для нас атмосферах. В одной атмосфере (баре) содержится приблизительно 14,7 паскалей на квадратный дюйм.

На боковине указывается диапазон допустимого давления, например, 35–65 PSI или 2,5–4,5 атм. Какого уровня требует шина — зависит от обстоятельств. Чтобы велосипед был устойчивым на высокой скорости, увеличивайте давление, чтобы повысить проходимость горного байка и смягчать удары — снижайте.

Давление также стоит подбирать в зависимости от времени года. Летом его лучше держать чуть выше нижней допустимой границы. Резина сильно нагревается при скоростной езде, и нагрузка на неё увеличивается. Если накачивать покрышкидо предела, их может разорвать. Зимой лучше приблизиться к верхней границе, чтобы улучшить сцепление с неровной поверхностью.

Для комфортной езды по дорогам важно учитывать массу тела велосипедиста. Сложите верхнюю и нижнюю границу допустимого давления, а затем разделите на 2, чтобы получить среднее значение. Прибавляйте к нему 1% за каждый килограмм массы тела свыше 50 кг. Это поможет сделать байк более устойчивым и замедлить износ протектора.

Советы по выбору и эксплуатации

Если для вас это первый подбор велопокрышек, исключите из списка дорогостоящие модели, занимающие высшие места в спортивных рейтингах. Чтобы раскрыть их преимущества, понадобятся опыт и талант. В руках новичка они не принесут никакой пользы, но заставят вас потратить больше денег.

Если большая часть ваших маршрутов проходит по дорогам общего пользования, выбирайте полуслики — они не ограничивают разгон на асфальте, но повышают устойчивость на грунтовке и гравии. Если планируете ездить только по асфальту — слики. Отдавайте предпочтение жёсткой композитной резине — в отличие от натурального каучука, она устойчива к воздействию масла и бензина.

Бескамерный тип покрышек требует точного подбора по типу крепления. Если не уверены, вначале проконсультируйтесь со специалистом в мастерской. Спортивные модели для гонок выбирают индивидуально под каждый велосипед и каждую трассу.

Для прогулок по грунтовкам и лесным просекам хорошо подходят мягкие грязевые покрышки. При выборе подходящей модели присматривайтесь к рисунку протектора. Для лёгкого бездорожья — относительно ровных грунтовок, гравийных дорожек и утрамбованной почвы подойдут полуслики, у которых выступающие блоки сосредоточены по краям. Если на ваших маршрутах встречаются грязь и песок, нужны классические покрышки для горных велосипедов, равномерно покрытые резиновыми шипами. А любителям кататься по мокрой и рыхлой почве понадобятся шины с агрессивным рисунком протектора — многочисленными мелкими выступами в центре, увеличенными грунтозацепами по краям и глубокими канавками.

Если покрышка изношена и протектор истёрт, не дожидайтесь её разрыва — покупайте новую. Любые повреждения нужно устранять сразу после обнаружения — спустя некоторое время ремонт потребует больше времени и усилий. Ездить на порезанной или растрескавшейся шине нельзя — это чревато разрывом и падением.

Если у вас возникли вопросы напишите нам